Какое гордое призвание - давать образование

 

Профессиональная позиция Ященко А.Ф.

Учитель русского языка и литературы

 

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени…

                                                  Н.А. Добролюбов

 

Сегодня эти слова Добролюбова, к сожалению, не заставляют трепетать сердце в благоговейном восторге, скорее, вызывают снисходительную улыбку: дескать, давно это было, и люди были другими и отношения. Действительно, другими были люди во времена Добролюбова, и нравственные ценности тогда были другие.

Сегодня стало модным ругать школу и учителей. Посмотришь, сидит «новоиспеченная звезда» и с чувством вседозволенности льет грязь на свое детство (а школа это, несомненно часть детства). И люди ведь часто хорошие это делают. Может не понимают чего-то? Или уж так не повезло? В интернете теперь некоторые продвинутые блогеры «помогают» подрастающему поколению «выжить» в современной школе. Прямым текстом: поймите, детки, ваши учителя - неудачники, «совки», говорите им то-то и се-то, и пусть не лезут, нечему им вас научить.

Сомневаюсь в искренности большинства этих людей, думаю, они заняли эту позицию больше для так называемого пиара.

Мне, конечно, уже много лет, половина жизни отдана педагогике, знаю, что хорошо и что плохо в современной школе, и слова Добролюбова будят в сердце добрые чувства, воскрешают в памяти родные лица моих учителей. Именно так: «родные»- иначе не скажешь. Их лица, их имена и через пятьдесят с лишним лет живут в моей памяти, они часть меня.

Я уже старше их, многих и на свете нет, и сейчас думая о них, я понимаю, что это были простые сельские люди, может, и не семи пядей во лбу, каждый со своей подчас нелегкой судьбой, ведущие очень скромный образ жизни. Но все они отличались от других людей, не учителей. Очень отличались. И мы, дети, это чувствовали. Да и не только мы, наши родители, я думаю, тоже. В них словно горел какой-то внутренний огонь, отблеск этого живого огня лежал на их лицах, на словах и поступках и словно согревал тех, с кем они общались. До, в моем детстве учителя не были простыми смертными, это точно.

Пользуясь случаем, назову их имена. Это Надежда Ивановна, моя первая учительница, Екатерина Сергеевна, Григорий Петрович, Равиль Исмаилович, Эдуард Леонидович, Алла Леонидовна и многие другие.

Дорогие мои! Вы щедро делились с нами своим опытом, знаниями, формировали наше мировоззрение и теперь живете в сотнях своих учеников, которые передали ваше богатство своим детям, а те - своим, и так до бесконечности. Ведь по словам Р. Рождественского, «учитель - профессия дальнего действия». Это очень правильно.

Сегодня я склоняю свою уже седую голову перед вашей мудростью и добротой, прошу у вас прощения, что не сделала этого много раньше, при вашей жизни. Великое вам спасибо!

Сейчас, конечно, мир изменился. Всё упростилось. Все стали сами с усами, все умеют воспитывать детей, и учитель ни для кого не бог.

Когда меня спрашивают, люблю ли я свою профессию, я затрудняюсь ответить. Склоняюсь к тому, чтобы сказать нет. Много минусов в нашей работе можно насчитать. В школе напряг, ни минуты свободной. Идешь домой, и работа с собой, в что же ей одной в школе-то делать? Подрастает нечитающее поколение, что делать? В голове всегда Вани и Тани, чужие дети, а свои растут как попало. Много еще минусов можно найти.

Но жизнь, знаете, опровергает. Вдруг обнаруживается, что, несмотря ни на что, эта профессия, можно сказать, любовь и смысл всей твоей жизни.  Вот иду по городу, захожу в магазины, вижу множество торгующих людей. Господи, какая скукотища, думаю. Целый день сидеть и ждать- купят, не купят? Как на рыбалке. А заводы, фабрики, станки- боже  мой!- ни за что! В бухгалтерию- нет! Дочка смеётся: «Мама, тебе только твоя школа не скука!» Но вот попала в краевую глазную больницу, увидела, какие чудеса творят молодые врачи, и пожалела, что нет у меня второй жизни и не быть мне уже врачом. Что же роднит профессии педагога и врача? Конечно же, творческое начало.

Разговорилась на совещании со своей ровесницей-пенсионеркой о том, что пора уходить, репетиторством можно заняться. Она прямо подпрыгнула: «Что вы! Это совсем не то, совсем! Ведь урок, класс- это…это…театр!» И я вдруг увидела завороженный класс и её у доски, освещённую тем самым внутренним огнём, который делает человека красивым и сильным, способным завладеть душами других людей.

Отец нашей знаменитой Т. Тарасовой, тоже тренер, говорил дочке, что они счастливые люди, потому, что занимаются любимым делом, не думая ни о затраченном времени, ни об усталости, ни о деньгах.

В нашей профессии есть моменты, которые примиряют нас с ней, заставляют понять, что наш труд не напрасен.

Веду урок, что-то рассказываю. Дети притихшие, лица одухотворенные. У девочки во втором ряду по щекам катятся слёзы. И мы все- это одно целое переживание. Этого не забыть.

Знакомая вспоминает, как сын, прибежав из школы, признался, что, когда на уроке учительница читала стихотворение, он залез под парту и немного поплакал. А читала она «Песнь о собаке» Сергея Есенина. С тех пор на его столе всегда стоит томик стихотворений Есенина.

Однажды летом я получила сообщение от девочки, окончившей школу: «Я скучаю». Запомнилось.

И тут поневоле задумаешься. Ведь если учитель может заставить класс засмеяться или заплакать, полюбить или возненавидеть, повести за собой куда угодно, какая же на нём лежит ответственность! И останется ли он в памяти своих учеников чем-то светлым, чистым, или вспомнят о нём с кривой усмешкой?

Молодые педагоги сегодня неохотно идут в школу. Практичность и осторожность побеждают. Они боятся той самой огромной ответственности, которая ляжет на них. Творческая сторона в тени.

Молодые, вы поймите одно: да, трудно в школе и бедно, но не скучно! Некогда вам будет скучать. И вы постоянно будете развиваться со своими учениками, бороться со своими недостатками, с недостатками своих учеников, побеждать и проигрывать, радоваться, огорчаться, - и так всю жизнь! Идите в школу! Знаете, как вас ждут дети, как они вас полюбят!

У нас в школе № 38 посёлка Виноградного много молодых учителей, вернее учительниц. (Юношей, к сожалению, нет совсем). Это люди нового поколения. Очень симпатичные внешне, собранные, трудолюбивые, жизнерадостные, отзывчивые. И, главное, не побоявшиеся ответственности. Это Владимирова В.С., Кыльчик Т.А., Шевченко В.А. У них уже есть опыт работы с детьми и родителями, они пользуются уважением. В селе-то все на виду, не спрячешься. Будущее школы в их руках.

Хочется, чтобы молодые учителя понимали: люди, жившие до нас, оставили нам богатейшее наследие. И мы, учителя, должны научить детей пользоваться этим богатством. Зачем, спросите вы? Затем, чтобы они были счастливы.

Н. Ильина в своей замечательной книге «Дороги и судьбы» приводит слова своей матери: «Человеку, развившему свой интеллект, легче переносить невзгоды, ибо обеспечен тыл, куда можно уйти. Жизнь не удалась, рухнуло то, и рухнуло это, но остаются книги, музыка, живопись, и тот, кто способен наслаждаться этим, выстоит, не пропадет.»

Вот для этого.